ССБ Електронікс
Навигация
Главная
Новости
Решения
Публикации
Конференция сметчиков
Семінари
Компьютеры
Акции
Інтернет-магазин
Поддержка пользователей
Партнеры
Контакты
Наши предложения
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Карточка покупца
Показать корзину
Ваша корзина пуста.
Ссылки
Пир Смета График
СПРАВОЧНАЯ СИСТЕМА 'ЗОДЧИЙ' - ДБН, СНиП, ДСТУ, ГОСТ, ПРИКАЗЫ, ПИСЬМА (рекомендована Госстроем)

 
   Главная   |   Решения   |   База цен   |   Компьютеры   |   Новости   |   Поддержка   |   Пожелания   
Главная arrow Публикации arrow КОММЕНТАРИЙ К ОДНОМУ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ
КОММЕНТАРИЙ К ОДНОМУ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ Печать E-mail
07.04.2011 г.

Внимательно и с интересом прочитал в газете «Виче-информ» за 17 - 23 марта 2011 интервью Анны Коробовой с заслуженным строителем Украины председателем правления ОАО «Луцксантехмонтаж № 536» Виктором Чернухой «Если строители заработают на полную мощность - значит, кризису пришел конец ». Интервью совпадает с пятидесятой годовщиной фирмы, рассказывает о ее текущем состоянии и содержит предложения по выводу строительной отрасли из кризиса.

Мне, инженеру-строителю, главному специалисту Института «Волиньагропроект», который много лет занимается разработкой и внедрением автоматизированной технологии проектирования, в частности Автоматизированного выпуска смет (сегодня наш институт как субподрядчик принимает участие в разработке программного комплекса АВК-5), было полной неожиданностью прочесть, что одно из предложений В. Чернухи относительно антикризисных мер сформулирована так: «Во-первых поменять программу АВК-5». И при этом В. Чернуха берет на себя смелость дать это предложение от имени, цитирую, «абсолютно всех строителей».

Дело здесь не столько в амбициях одного из разработчиков программы, сколько в реальной важности вопроса. Сегодня в строительной отрасли нашего государства действует такая система ценообразования, что практически невозможно определить сметную стоимость строительства без использования сметной компьютерной программы. Отмечу, программным комплексом АВК-5 только на Волыни пользуются десятки строительных фирм.

Чем же, по аргументацией автора, АВК-5 мешает нашим строителям выйти из кризиса? Попробую цитировать соответствующий текст интервью и сразу же комментировать.

 

Где здесь истина, а где ее нет

 

«АВК-5 - это единственная программа, которая у нас действует в государстве и по которой мы составляем смету. Она утверждена Госстроем ». То, что программа была утверждена Госстроем (точнее Минрегионстроем Украины), соответствует истине. АВК-5 разработана два с половиной года назад и рекомендована письмом Минрегионстроя от 31.12.2008 г. В этом письме, в частности, сказано: «... указанный программный комплекс позволяет достоверно определять стоимость строительства на всех стадиях его осуществления, соответствует требованиям ДБН Д. 1.1-1-2000 «Правила определения стоимости строительства» и рекомендуется для применения ... »К слову, именно луцкие разработчики программ серии АВК (в девяностые годы это АВК-1, АВК-2) выполнили в свое время немалую работу по переводу всех сборников строительных и монтажных норм на государственный язык.

А вот утверждение, что «АВК-5 - это единственная программа, которая у нас действует в государстве ...», не соответствует действительности. В Украине, кроме АВК-5, аналогичные рекомендации получили  восемь других программных комплексов, например СТС, АС-4, "Тендер-контракт". Просто АВК-5 является наиболее распространенной.

«Последние корректировки программы были более трех лет назад». В этом сообщении нет истины. Программному комплексу АВК-5, пришедший на смену АВК-3, нет и трех лет. А с момента внедрения АВК-5 (с января 2009 года) его разработчики, стараясь оперативно отражать все актуальные изменения в отечественном строительном ценообразовании, выпустили три новые редакции и к каждой из них - по несколько обновлений. Последнее обновление (относительно государственных новаций в расчете единого взноса на социальное страхование) было отправлено всем пользователям АВК-5 25-го февраля этого года.


Если бы главный бухгалтер обанкротившейся фирмы заявил ...

 

«Это очень ущербная программа». Это заявление подобно, по моему мнению,  если бы главний бухгалтер обанкротившейся компании заявил, что причиной ее банкротства является именно программный комплекс «1С бухгалтерия». Программа АВК-5, так же, как и все другие сметные программы Украины, лишь отражает действующие в государстве «Правила определения стоимости строительства» и, по умолчанию, именно их реализует. Однако она все же дает пользователю возможность осуществления индивидуальных подходов к определению стоимости строительства. Если строителя не устраивают устаревшие государственные строительные ресурсные нормы (у них, увы, освещены строительные технологии еще советских времен), программа позволяет создавать и в дальнейшем использовать так называемые «индивидуальные нормы». В сегодняшнем строительстве состояние дел таково, что в регионах Украины фактически не существует никаких официальных документов по актуальным ценам строительных материалов, в которых бы  цены постоянно контролировались областными администрациями (кроме, замечу, Ивано-Франковской области) и должны были бы закладываться в сметную документацию. Поэтому АВК-5 позволяет строителю самому вводить и использовать актуальные региональные цены. Такой возможностью программы надо пользоваться еще на стадии составления тендерного предложения.

"Порядок строительства таков. Сначала объявляется тендер. Различные строительные организации выдвигают свои предложения. Например мы выиграли тендер. Тогда мы подаем Заказчику документы, согласовываем с ним договорной цене".

Возможно именно так наши строители и работают, но это не есть порядок. Порядок должен быть несколько другим. После того, как объявлен тендер, претендентам предоставляются необходимые документы и сразу же называется цена строительства, устраивающая Подрядчика. На то он и тендер! После рассмотрения Заказчиком всех тендерных предложений, в том числе цен, оказывается, выигран тендер, или нет. И, если тендер выигран, то именно цена тендерного предложения становится Договорной ценой и приложением к будущему контракту. Сегодня принцип, которым пользовались в советские времена: «Главное - ввязаться в драку, а там - посмотрим», - как правило, приводит к убыткам.

Не сама машина ходит, а ее человек водит

 

Программа АВК-5, кроме составления Актов выполненных работ, позволяет рассчитать стоимость строительства на стадии проекта (здесь расчеты выполняются по государственным нормам) и на стадии составления контракта для определения корректной Договаривающейся цены с возможностью учета реальных для строительной фирмы затрат ресурсов и актуальных цен на них . Именно это, при условии грамотного использования (подчеркиваю это) программы АВК-5, позволяет предвидеть возможные проблемы и осложнения при строительстве объектов, финансируемых за государственные средства, чтобы предотвращать ситуации, когда уже после завершения строительства выясняется, как пишет  В. Чернуха, что «фактически 70% всех крупных объектов являются убыточными». Сообщу, что программа АВК-5 используется сегодня при строительстве таких сложных бюджетных сооружений, как объекты Евро-2012 в Киеве, Львове, Донецке, но ни один из генподрядчиков не видит именно ее причиной своих проблем.

Наличие автоматизированной технологии определения стоимости строительства (все Акты выполненных работ выполняются через АВК-5) позволяет Заказчику эффективно контролировать отчетные документы Подрядчика на их соответствие согласованным сметам Договорной цены. Именно это защищает Заказчика от возможных злоупотреблений и, конечно, не всегда нравится Подрядчику. Но до этого свойства АВК-5 нашим строителям время уже и привыкнуть.

В чем же тот корень зла?

 

Корень зла, если говорить корректно, совсем не в программе, а в действующих в Украине «Правилах определения стоимости строительства». Они и сегодня ориентируют строителей на давно устаревшие ресурсные нормы строительных и монтажных работ, не обеспечивают в областных центрах Украины организации государственных служб, которые официально отслеживали бы актуальные цены на строительные материалы и изделия. Они некорректно рекомендуют рассчитывать прибыль Подрядчика в составе стоимости строительства из-за трудоемкости его строительства, в то время, как во всех других отраслях хозяйства рентабельность, как известно, рассчитывается, опираясь на производственную себестоимость. Действующие в Украине нормативные показатели сметной прибыли не обеспечивают в строительстве и половины минимально необходимой рентабельности (10 - 12%), что, скажем откровенно, объективно толкает строителя на различные злоупотребления.

Но для того, чтобы громко заявить о необходимости давно назревших изменений в действующих в Украине «Правилах определения стоимости строительства», надо, во-первых, осознать, что они безнадежно устарели и являются тормозом как в текущей работе, так и в развитии строительной отрасли, и во-вторых - выступить с критикой министерства, что составляет такие правила, - сегодня это Минрегионстрой Украины.

 

И хочется поднять зарплату каменщику, и проклятая программа мешает

 

«В ней заложена заработная плата - 2 тысячи 300 гривен. Сегодня строителю надо платить три тысячи и больше ». Спешу сообщить В. Чернухе, что в АВК-5 зарплату можно легко переналадить и на три тысячи, и на больше. Это занимает при работе на компьютере (только проверил) 25 секунд. Но средний уровень зарплаты в строительстве (2300 гривен) зависит не от АВК-5, он установлен государством, Минрегионстроем, и именно на этот уровень ориентированы Заказчики строительства, финансируемого из бюджетных средств. И я уверен, что В. Чернуха об этом хорошо знает.

Кроме приведенных выше "аргументов", В. Чернуха ничем не доказывает своего предложения «поменять программу АВК-5».

Хорошо осознаю себе, что программа не может быть безупречной, но все ее недостатки из разряда «Это можно было бы сделать лучше». И разработчики программы АВК-5 постоянно работают над ее совершенствованием.

 

Почему строители первыми окунулись в кризис и последними из него выйдут

 

В последние годы, начиная с кризиса, мне приходилось неоднократно печатать в строительных киевских журналах и интернет-изданиях статьи по поводу несовершенства действующих «Правил определения стоимости строительства», писал я в них и о своем видении путей вывода строительной отрасли государства из кризиса. Но, похоже, многим строительным бонзам просто не выгодно навести порядок в строительном ценообразовании. Потому что именно эти «Правила ...» в докризисные времена позволяли им получать прибыль в 40 - 100%, а при строительстве жилых домов - и до 200%, что, в конце концов, не могло не привести к глубокому кризису в строительной отрасли, которая совпала по времени с кризисом всемирным. Осознаю: кое-кому в Минрегионстрое не нравятся такие выступления одного из разработчиков АВК-5. Но цена вопроса совершенствования строительного ценообразования слишком высока для всех нас, чтобы стоять в стороне, особенно, если ты знаешь, что предстоит делать.

Склоняюсь к мысли, что и заслуженный строитель Украины В. Чернуха, в целом, хотел именно исправления положения со строительной отраслью в государстве, давая это интервью газете «Виче».

Борис КАРП.